Программа

Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад - Дом радости» названа так потому, что детский сад для дошкольника (а также и для его наставника, включая всех сотрудников дошкольной организации и родителей) - самый настоящий дом, где каждый проживает день своей жизни максимально активно, переживает успешность и эмоциональный комфорт. Здесь он удовлетворяет присущую лишь человеку потребность в самореализации, защите, развитии и саморазвитии себя как индивидуальности, направляемой самосознанием. В этом доме каждого понимают, принимают его самобытность, любят и уважают. Дом, дарующий ребенку и его наставнику радость, приумножает силы и способствует успешному стартапу (start up) каждого его жителя.

Программа «Детский сад - Дом радости» составлена на основе обобщения и интеграции фундаментальных достижений отечественной и мировой дошкольной педагогики, психологии, нейрофизиологии и других наук; представляет один из инновационных вариантов проектирования содержания дошкольного уровня образования в соответствии с ФГОС ДО и отражает авторскую концепцию воспитания дошкольника как неповторимой индивидуальности на основе амплификации развития и саморазвития его самосознания.

Программа направлена на образование, развитие и саморазвитие дошкольника как неповторимой индивидуальности от 3 до 7 лет. Она выстроена в соответствии с традиционными возрастными периодами дошкольного детства: 4-й год (вторая младшая), 5-й год (средняя), 6-й год (старшая) и 7-й год (подготовительная к школе группа).

Своеобразие Программы «Детский сад - Дом радости» определяют положения фундаментальной отечественной науки о развитии детей дошкольного возраста:

· целенаправленное содействие развитию и саморазвитию ребенка как неповторимой индивидуальности рассматривается автором на основе содействия амплификации развития и саморазвития его самосознания;

· развитие каждого воспитанника обусловлено системным подходом, который заключается в том, что пять направлений (образовательных областей) дошкольного образования - физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, речевое, - рассматриваются в их взаимосвязи, взаимоСОдействии, их интеграции в целостном процессе развития и саморазвития дошкольника как неповторимой индивидуальности;

· доминирование интеграционных процессов накладывает свою печать на все сферы психики ребенка (интеллектуальную, эмоциональную, мотивационно-потребностную) и определяет стратегию и тактику обеспечения дошкольного уровня образования, соответствующего ФГОС ДО.

Образовательная область «Физическое развитие ребенка» предусматривает содействие приобщению ребенка к физической культуре, здоровому образу жизни как к фундаменту общечеловеческой культуры, обогащению его физического, психического развития и саморазвития.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие ребенка» предусматривает приобщение дошкольника к основам духовной культуры и интеллигентности; обогащению развития и саморазвития его самосознания; развитию и саморазвитию его как неповторимой индивидуальности на основе и в процессе выполнения им разных видов деятельности на уровне самостоятельности и творчества; содействие освоению первоначальных представлений социального характера и включению воспитанника в систему социальных отношений.

Образовательная область «Познавательное развитие ребенка» предусматривает содействие: осознанию выпускником «Дома радости» необходимости и потребности идти учиться в школу, чтобы продолжить открытие наук, необходимых ему для успешной самореализации в жизни (start up); амплификации сенсорного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка; овладению им практико-познавательной, экспериментальной и продуктивной (конструктивной) деятельностью; обогащению его познавательных интересов и открытию им элементарных математических, географических, экологических, и других представлений из разных наук, называемых «избыточной информацией».

Образовательная область «Речевое развитие ребенка» предусматривает содействие: овладению ребенком речью (повествованием, описанием, доказательством и объяснением) как деятельностью необходимой для общения, средством развития и саморазвития его как неповторимой индивидуальности; развитию любви к родному языку и интереса к нему как к предмету познания богатства всех его компонентов (словарю, грамматике и т.д.).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие ребенка» предусматривает содействие: амплификации развития эстетического (эмоционального) восприятия окружающего мира, нравственно-эстетических чувств в процессе общения с природой, с людьми и предметами быта, созданными профессионалами в разных видах труда; приобщению ребенка к основам художественной культуры: пониманию им красоты в произведениях искусства, архитектуры, киноискусства и литературы, в предметах народного творчества; углублению эмоциональной отзывчивости на эти произведения, интереса и бережного отношения к ним.

В соответствии с ФГОС ДО, Программа «Детский сад - Дом радости» представлена ТРЕМЯ ПРОЕКТАМИ, системно связанными между собой и взаимо-содействующими развитию друг друга: Программа «Детский сад - Дом радости» + Технология «Дом радости» + Инноватика «Лесенка успеха».

Три проекта создают отечественную НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ (НМС) образования, развития и саморазвития дошкольника как неповторимой индивидуальности, направляемой самосознанием.

Взаимосвязь трех проектов - НМС - позволяет преодолеть сложившиеся в практике межпредметную, междеятельностную раздробленность, разобщенность парциальных программ и методик развития ребенка, разрыв между высоким уровнем отечественной и мировой науками и не соответствующим ему уровнем практики работы в дошкольных организациях.

I проект - Программа «Детский сад - Дом радости» инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности, направляемой самосознанием.

Структура Программы разработана в соответствии с ФГОС ДО и включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел представлен:

· пояснительной запиской;

· определением результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров;

· мониторингом - системой своевременного выявления изменений и одновременно оценки динамики достижений дошкольника в каждом виде программной деятельности.

Содержательный раздел представлен содержанием Программы:

· определены, в соответствии с возрастными периодами дошкольного детства, четыре возрастные группы: 4-й год (вторая младшая группа), 5-й год (средняя группа) 6-й год (старшая группа), 7-8-й год жизни (подготовительная к школе группа);

· дана обобщенная и систематизированная на основе данных разных наук характеристика жизнедеятельности ребенка в каждой возрастной группе;

· раскрыты психические, физические и индивидуальные особенности ребенка конкретного возрастного периода, специфика развития мальчика и девочки, признаки одаренности, нестандартности развития;

· разработано, в соответствии с образовательными областями, содержание образования, развития и саморазвития ребенка как неповторимой индивидуальности, направляемой самосознанием, в разных видах деятельности;

· представлен мониторинг - система своевременного выявления изменений и одновременно оценки динамики достижений дошкольника в каждом виде программной деятельности.

Организационный раздел представлен описанием:

· требований к организации развивающей предметно-пространственной среды и взаимодействию педагогического коллектива с семьями воспитанников;

· организации образовательного процесса (рекомендации по перспективному и ежедневному планированию его, созданию условий для участия родителей в нем);

· системы условий для реализации ПОП (методические рекомендации для руководителей и педагогов по разработке на ее основе своей ОП ДО);

· перспектив работы над ПОП в последующие 3-5 лет;

· материально-технического обеспечения ПОП.

В Программу включен ГЛОССАРИЙ, в котором дана расшифровка применяемых обозначений и сокращений, раскрыто значение некоторых терминов, понятий, а также перечень нормативных, нормативно-методических документов и научно-методических источников.

II проект - Технология «Дом радости» - научно разработанный проект внедрения авторской программы в практику работы воспитателя с заранее заданными показателями (в виде целевых ориентиров), обеспечивающими компетентность ребенка как неповторимой индивидуальности, направляемой самосознанием. Технология позволяет, с одной стороны, сохранить лучшие традиции российской системы общественного воспитания дошкольников, а с другой - внедрить современные достижения отечественной и мировой науки и практики.

Технология «Дом радости» представлена:

· «МАРШРУТНЫМИ ЛИСТАМИ» - перспективным планированием работы педагога на каждый месяц учебного года. Такое планирование по степени охвата является общим (охватывает все относящееся к образованию, воспитанию, обучению дошкольника); по содержанию - стратегическим, тактическим и оперативным; по глубине - глобальным и детальным; по срокам - годичным, помесячным, недельным и ежедневным. С точки зрения структурной организации общее планирование - высшее планирование воспитательно-образовательного процесса. По координации частных планов во времени планирование в технологии - последовательное (когда планы по реализации отдельных методик и их переменные выстраиваются в одном длинном согласованном процессе) и одновременное (при котором переменные всех планов определяются в одном-единственном акте планирования). «Маршрутные листы» позволяют рационально организовать во взаимосвязи и взаимопроникновении, интегративно друг в друга разные виды деятельности и самодеятельности детей и педагога, его сменщицы, помощника воспитателя, музыкального воспитателя, специалиста по физической культуре, психолога и других сотрудников, работающих с группой воспитанников «Дома радости», а также и их родителей с раннего утра и до вечера. Работа на основе «Маршрутных листов» обеспечивает содействие гармоничному сочетанию содержания из разных областей образования, так как позволяет правильно распределять двигательную активность детей и переключать их на другие виды деятельности;

· ЕЖЕДНЕВНЫМИ СЦЕНАРИЯМИ исполнения воспитателем (аналогия с артистом) авторского замысла с группой воспитанников или с одним из них, то есть ДРАМАТУРГИЕЙ осуществления целостного образовательного процесса в течение 10-12-часового рабочего дня (с сентября по май) во взаимодействии с родителями воспитанников. Все книги и методические пособия (64 тома) трижды перерабатывались и переиздавались (соавтор сценариев В.Т. Иванова). В настоящее время 3-й вариант Технологии издается в новых, существенно переработанных и дополненных томах с учетом новых требований ФГОС ДО. В 2013 г. Технология дополнена специальным томом - «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООП» (соавтор Л.В. Тимошенко), который готовится к переизданию после переработки его в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

· НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИМИ СТАТЬЯМИ (Н.М. Крылова), напоминающими воспитателям методологические и методические основы содействия воспитаннику в овладении программными видами деятельности на основе амплификации развития и саморазвития его самосознания;

· 22 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМИ ВИДЕОФИЛЬМАМИ с авторским анализом записей деятельности мастеров (воспитателей), владеющих инновационным, комплексным, интегративным и компетентностным подходом к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности, направляемой самосознанием (соавторы-операторы В.К. Ужвиев, А.К. Ужвиев);

· 9 КОМПЛЕКТАМИ ФОТОМАТЕРИАЛОВ, демонстрирующих детям архитектурные шедевры, памятники великим людям России, виды Москвы, Санкт-Петербурга, модели построек (для воспитателя и детей младшей и средней групп) и др.

III проект - Инноватика «Лесенка успеха» - содержание этой науки раскрывается на авторских курсах, в теоретических статьях, опубликованных в Технологии, в монографиях «Лесенка успеха», «Проектирование инновационных процессов в дошкольном образовании».

На курсы приглашаются те специалисты, которые встают на путь саморазвития и видят себя и своих воспитанников развивающимися. Работа по развитию человеческих ресурсов, так называемый путь открытого, «пожизненного» образования, - одно из важнейших направлений современной культуры любого общества. Авторский курс, раскрывающий научные закономерности овладения творческим подходом к внедрению Технологии в практику, состоит из трех циклов: I цикл (ежегодно по 40 часов) нужен для объяснения авторского замысла работы на основе технологии в каждой возрастной группе. Этот цикл вызывает у слушателей радостное предвкушение нового в профессии и создает уровень глобального восприятия научных закономерностей профессионализма; II цикл (ежегодно по 40 часов) содействует восхождению воспитателем к уровню дифференцированного восприятия технологии как научно-методического проекта. Интерес педагога сосредоточен на технологии содействия амплификации развития и саморазвития каждого воспитанника, особенно мальчика; III цикл (ежегодно по 40 часов) ведет педагога к овладению мыследеятельностью, которая содействует восхождению специалиста к уровню творческого исполнения технологии, к осознанию им творческого потенциала индивидуального стиля его мастерства.

Созданный продукт из трех Проектов - Программы, Технологии, Инноватики - соответствует ФГОС ДО и позволяет определять «Детский сад - Дом радости» отечественной научно-методической системой (НМС) образования, развития и саморазвития дошкольника как неповторимой индивидуальности, направляемой самосознанием.